Одни называют его "Прадо", другие - не иначе как "Тойота-Лэнд Круизер 120". И те, и другие правы, потому что этот внедорожник на разных рынках продается под разными именами. К примеру, в Беларуси он "прописан" как "Тойота-Лэнд Круизер 120", а российские дилеры вовсю предлагают его как "Прадо". Впрочем, какая разница - автомобиль-то в обоих случаях один и тот же...
Снаружи
Красив, не правда ли? Внедорожники у нас вообще любят и почитают, особенно "грубые" полноразмерные модели, но "Лэнд Круизер 120" - это нечто особенное... В нем нет той прямолинейности и вычурной мужественности, которые мы можем наблюдать в "Ниссане-Патроле", и нет того стремления угодить сразу всем потребительским группам, как это делает "Мицубиси-Паджеро". Нет, "Тойота" словно сама по себе: у нее получился современный, красивый, ладный, статный внедорожник с довольно незаурядной внешностью. При этом в его облике нет ни капли той агрессии, что пытаются демонстрировать конкурирующие модели. Хотя и "мягким" дизайн "Лэнд Круизера" не назовешь...
Правда, новый "120-й" "Лэнд Круизер" нравится далеко не всем: нам показалось, что в его дизайне есть какая-то нескладность. К примеру, крупная фальшрадиаторная решетка с вертикальными прутьями и "загнутые" вверх передние фары визуально делают внедорожник более узким, чем это есть на самом деле. Из-за этого "Прадо" кажется слишком высоким - непропорционально высоким... Впрочем, это мелкие придирки - кажется, не кажется... Главное, что автомобиль интересный, ни на кого из конкурентов не похож и привлекает внимание окружающих.
Внутри
Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись внутри "120-го", - это низкий пол. Да-да, именно низкий пол, потому что обычно у внедорожников, имеющих раму в основе конструкции, пол довольно сильно "приподнят", из-за чего при огромных внешних габаритах в салоне они оказываются довольно тесными. "Тойота-Лэнд Круизер 120" - приятное исключение из этого правила, потому что "влияние" рамы на запас пространства в салоне здесь незаметно. Как следствие - удобная посадка, широкие дверные проемы и возможность сесть в машину не вытирая брюками пороги.
Посадка за рулем удобная: большой диапазон регулировок рулевой колонки и водительского кресла вкупе с отличной эргономикой позволяют подобрать оптимальную позу водителю любой комплекции. Обзорность также хороша: огромные наружные зеркала дают отличную картинку и, что самое главное, не искажают ее. Ну а к "читабельности" приборной панели вообще никаких претензий возникнуть не может, потому что в "Лэнд Круизере", как и в остальных "Тойотах", установлена оптитронная "приборка". В обычном состоянии она представляет собой полностью черное "окно", и только после включения зажигания загораются сначала стрелки, а затем и циферблаты приборов.
Для нашего региона "Тойота-Лэнд Круизер 120" предлагается в семиместном варианте. Зачем? - вопрос риторический, потому что если дополнительные пассажирские места уже включены в комплектацию автомобиля, то наши покупатели редко задумываются над тем, как часто их придется использовать и насколько удобными они окажутся. Третий ряд сидений, конечно же, отнюдь не балует пассажиров высоким уровнем комфорта. Да и забираться туда не очень удобно: вряд ли это захочет сделать пожилой человек.
Хотя для детей задние кресла - то, что нужно. Во-первых, так и родителям будет спокойнее, потому что с заднего ряда невозможно выбраться до тех пор, пока не откинешь вперед правое сиденье второго ряда. А во-вторых, самим детям сзади понравится гораздо больше, чем на обычном пассажирском месте: дополнительные кресла поставлены выше основных, вследствие чего обзорность с шестого и седьмого мест значительно лучше.
Естественно, что "Лэнд Круизер" - это не микроавтобус, и поэтому особо рассчитывать на третий ряд кресел не стоит. Два дополнительных сиденья, предлагаемых в этой комплектации, являются скорее "подстраховочными": их можно использовать в том случае, когда большая компания, собравшаяся на пикник, не вмещается в обычный автомобиль, а микроавтобус не может проехать к выбранному месту. То есть семерым отправляться в далекое путешествие на "Лэнд Круизере" не рекомендуется.
Цена, комплектация
Не секрет, что для каждой страны, для каждого региона производители всегда стремятся предлагать только те модификации своих моделей, которые наиболее востребованы потребителем. Вот и "Тойота" для стран СНГ предложила специальную комплектацию, в которой учтены все запросы российских, белорусских и украинских потребителей.
В нашем регионе официально реализуется только одна комплектация. Точнее, одна версия с тем списком оборудования, который дилер посчитал наиболее оптимальным. Белорусским потребителям "Тойота-Лэнд Круизер 120" предлагается только с 4-литровым бензиновым двигателем, автоматической четырехдиапазонной трансмиссией и в комплектации "R2". Стоит такой автомобиль, учитывая его размеры, оснащение и мощность двигателя, 38.900. Причем не евро, а долларов США.
Что же включает в себя комплектация "R2"? Практически все: маркетологи "Тойоты" давно поняли, что славяне при покупке большого автомобиля совершенно не считают деньги - как правило, все модели покупаются в наиболее дорогих комплектациях и с самыми мощными моторами. А вот базовые версии, как показывает статистика продаж, составляют всего 1-3% от общего объема реализации. Естественно, что производителю выгодны именно такие потребители, ведь чем дороже автомобиль, тем выше прибыль с него.
Итак, "Тойота-Лэнд Круизер 120" в комплектации "R2" имеет следующее оснащение: омыватели фар, складывающиеся боковые зеркала, имеющие электропривод и электрообогрев, легкосплавные колесные диски R17 с шинами 265/65, дисковые тормоза на всех колесах (передние - вентилируемые), расширители колесных арок, рилинги на крыше, центральный замок с дистанционным управлением, гидроусилитель руля, круиз-контроль, магнитола с CD-чейнджером на 6 дисков, с 9 динамиками, сиденья с отделкой из перфорированной кожи, вставки "под дерево" на панели приборов и дверях, вставки "под алюминий" на центральной консоли и дверях, 2 подушки безопасности, автоматические электростеклоподъемники на всех четырех дверях, электропривод и подогрев передних сидений, система раздельного климат-контроля, дополнительный кондиционер для задней части салона с блоком управления, кожаная отделка руля, рычага АКПП и рукоятки стояночного тормоза, подсветка приборной панели "Оптитрон", убирающиеся сиденья третьего ряда.
Под капотом
"Тойота" выпускает целое семейство внедорожников под общим обозначением "Лэнд Круизер". И для того чтобы потребители не путали эти модели между собой, у каждой из версий есть цифровое обозначение - "80", "95", "100", "120" и т.д. И чем выше цифра, тем более "свежий" внедорожник перед вами.
"Тойота", о которой мы сегодня вам рассказываем, имеет индекс "120" - это самое "высокое" обозначение на сегодняшний день. Соответственно, эта модель и является самой молодой в гамме "Лэнд Круизеров": ее дебют состоялся в начале 2003 года.
"Тойота-Лэнд Круизер 120" выпускается с трех- и пятидверными кузовами, только с полноприводной трансмиссией. Двигателя предлагаются два: шестицилиндровый 250-сильный бензиновый объемом в четыре литра, с четырьмя клапанами на цилиндр, и четырехцилиндровый 3,0-литровый "коммон-рэйловский" турбодизель мощностью 163 л.с.
Трансмиссии также две: четырехступенчатый "автомат" и пятиступенчатая механическая коробка передач. Автоматическая трансмиссия доступна и на бензиновой, и на дизельной модификации, а вот "механика" предлагается только со 163-сильным турбодизелем.
Как уже было сказано выше, официальным дилером на нашем рынке предлагается только одна версия - пятидверная бензиновая с "автоматом".
И раз уж мы коснулись особенностей оснащения "Тойоты-Лэнд Круизера 120", отдельно хотелось бы упомянуть о некоторых позициях оснащения, которые, скорее, относятся к конструктивным особенностям автомобиля. В частности, в прайс-листе есть позиция "межосевой дифференциал": производитель подразумевает, что "Тойота-Лэнд Круизер 120" имеет трансмиссию, которая позволяет постоянную эксплуатацию автомобиля в режиме "4х4". Кроме этого, автомобиль оснащен двухступенчатой раздаточной коробкой с понижающей передачей, которую необходимо задействовать при движении в тяжелых условиях.
Еще одна весьма интересная позиция оснащения - пневмоподвеска задней оси. Обычно в автомобилях такого класса роль упругого элемента играет либо рессора (очень редко), либо пружина (чаще всего), а в "Тойоте" установлена пневмоподвеска. Ее главное преимущество состоит в том, что с ее помощью можно немного приподнимать или опускать заднюю часть кузова - примерно на 4 сантиметра в ту и другую сторону. То есть для длительного путешествия по ровной асфальтовой дороге "корму" можно слегка опустить, чтобы машина меньше раскачивалась, а для бездорожья, наоборот, приподнять.
Естественно, что при помощи пневмоподвески дорожный просвет, который составляет 220 мм, увеличить не удастся, ведь задняя подвеска зависимая, но зато реально можно изменить так называемый "угол рампы". Это значит, что задний свес, если его приподнять, имеет гораздо меньше шансов быть поврежденным при съезде с очень крутого холма.
Еще на "русских" автомобилях установлен регулятор жесткости подвески - с помощью клавиши на панели водитель может выбрать несколько режимов, от вальяжно-комфортного до жесткого спортивного. Предусмотрены четыре положения, и в каждом из них машина действительно ощущается по-разному: в спортивном режиме, к примеру, уменьшаются крены в поворотах и раскачка кузова. Автомобиль становится более "собранным", резче реагирует на руль и лучше управляется на высокой скорости.
А вот максимально комфортный режим оказался очень удобен при езде по бездорожью - удары максимально задемпфированы и не так сильно передаются на кузов. Кроме этого, в комфортном режиме подвеска имеет большие ходы, что положительно сказывается на проходимости.
Для того чтобы еще больше облегчить вождение данного внедорожника, предусмотрены несколько электронных "помощников". Первый - активная антипробуксовочная система A-TRC, которая не только притормаживает буксующее колесо, но и в случае необходимости снижает обороты двигателя. Вторая система, курсовой устойчивости VSC, помогает автомобилю не "сбиться с пути" в скоростном повороте: электроника распознает начало скольжения или заноса автомобиля и всеми доступными ей средствами пытается помочь водителю восстановить контроль над машиной.
При экстренном торможении, когда водитель со всей силы бьет по педали тормоза, свою работу начинает третий "помощник" - система помощи при экстренном торможении Brake Assist.
Припасено у "Тойоты" и кое-что для любителей бездорожья. В частности, на "Лэнд Круизер 120" устанавливается система помощи при спуске с горы, которая на самом крутом склоне автоматически поддерживает скорость движения не более 5 км/ч. Водитель просто направляет автомобиль, а за скоростью его движения следит электроника, которая не позволит автомобилю "кубарем" скатиться с горы, как это иногда бывает вследствие ошибки водителя. Ведь на склоне, когда автомобиль движется вниз, достаточно одного резкого, неправильного движения рулем - и машина может перевернуться. Либо, как вариант, когда скорость на спуске слишком высокая, в самом низу подъема передняя подвеска "проседает" - и машина ударяется передней частью о землю. Хотя наиболее распространенная ошибка при спуске - блокировка колес, которая вызывает неконтролируемое падение вниз. Электроника во всех этих случаях подстраховывает водителя и не дает автомобилю слишком сильно разогнаться.
В движении
Ключ на старт! Стартер на секунду "встрепенулся" и затих... Машина мягко покачнулась, медленно "ожила" - и засияла всеми цветами панель приборов, и лишь потом удалось услышать, как "задышал" мотор. Четырехлитровая V-образная "шестерка" работает тихо. Ее звук даже шумом назвать трудно - так, шелест. Но это только на холостых оборотах, потому что стоит слегка шевельнуть правой ногой, как из-под капота доносится угрожающий "баритон". Впечатляет, впечатляет...
Четыре литра - это показатель. И независимо от того, какое "поголовье" находится под капотом, машина с двигателем такого литража в любом случае может оправдать самые смелые ожидания.
И хотя "120-я" "Тойота", согласно данным производителя, в данной версии разгоняется до 100 км/ч за 9,5 секунды, что давно уже не является рекордом, ее динамику можно признать более чем достаточной. Во-первых, автомобиль мог бы разгонять и быстрее, но из-за "растянутой" 4-ступенчатой автоматической трансмиссии ускорение после 60 км/ч получается не столь стремительным, как хотелось бы. Во-вторых, благодаря тяговитому 250-сильному мотору "Лэнд Круизер 120" имеет одну очень интересную особенность - он примерно одинаково хорошо разгоняется на любой передаче.
Крутящий момент в 380 Н*м позволяет пренебрегать "кик-дауном" на обгоне и нормально ускоряться даже на высшей, четвертой передаче. А это значит, что набор скорости начинается мгновенно после нажатия педали газа, а не через две-три секунды, когда "автомат" включит понижающую передачу. Именно по этой причине, кстати, некоторые более мощные и скоростные внедорожники с высокофорсированными моторами оказываются не очень удобны в городе: они "едут" только на высоких оборотах. А "Тойотой" предлагается максимальный запас тяги именно в зоне средних оборотов, что очень удобно для резкого ускорения.
Пока машина едет по асфальту, о ее внедорожных "талантах" напоминает только небольшая вертикальная раскачка кузова: зависимая задняя подвеска немного "подкидывает" заднюю часть автомобиля, и от этого никуда не денешься. Но пневмоподвеска максимально демпфирует эти колебания, и в итоге по плавности хода "Тойота" ничуть не уступает "Фольксвагену-Туарегу" с независимой задней подвеской. А "Мицубиси-Паджеро" так и вовсе оказывается немного жестче.
Правда, если вы привыкли ездить быстро и не сбрасываете скорость перед поворотами, то "Тойота" отучит вас от такой манеры вождения. У высокого автомобиля центр тяжести расположен немного выше, чем у легковушки, и поэтому на виражах "Лэнд Круизер" ощутимо кренится. Причем с непривычки кажется, что "внутренние" по отношению к повороту колеса вот-вот оторвутся от асфальта. На самом же деле ничего страшного не происходит: наблюдая за маневрами "Тойоты" со стороны, можно заметить, что ее шасси идеально отслеживает траекторию. Даже задний мост-балка неплохо отрабатывает неровности и не "переставляет" машину на плохом асфальте. Единственное, чего можно добиться превышением скорости на вираже, - "Лэнд Круизер" медленно и плавно начнет "выползать" на больший радиус. Это очень даже неплохо, потому что мягкое скольжение передней оси гораздо безопаснее заноса задних колес, с которым могут справиться далеко не все наши водители. А здесь сбросил "газ" - и машина возвращается на первоначальную траекторию.
Если повернуть регулятор жесткости подвески в положение "Спорт", то повадки автомобиля станут еще более "асфальтовыми". Уменьшатся крены на виражах, при резких перестроениях из ряда в ряд машина не будет раскачиваться... Правда, "компенсацией" за это станет более жесткая работа подвески - от прежней вальяжности "Лэнд Круизера" не остается и следа. Теперь машина более тщательно "пересчитывает" ямы, и к стыкам на асфальте она уже относится не так флегматично, как раньше. Впрочем, вы же хотели "Спорт"?
А вот заметить, как меняется поведение автомобиля после того, как при помощи пневмоподвески опускается задняя часть кузова, практически нереально. Конечно, чем ниже будет автомобиль, тем меньше колебаний почувствуют его пассажиры, но в "Тойоте-Лэнд Круизере 120" заметить разницу в поведении автомобиля на асфальте очень трудно.
На бездорожье "Лэнд Круизер" чувствует себя королем: если бы не окрашенные в цвет кузова бамперы, которые можно легко поцарапать при преодолении препятствий, то мы бы с легкостью прошли все испытания, выпавшие на долю этого автомобиля в карьере "Ленинский". А так приходилось осторожничать: снижать скорость, контролировать расстояние до препятствия, заезжать на горку под меньшим углом.
Резюме
Если бы в Беларуси проводились полноценные испытания автомобилей и журналисты имели возможность сравнивать разные модели в одних и тех же условиях, не отчитываясь при этом перед дилером за каждое "лишнее" нажатие педали газа, то сразу после теста "Тойоты-Лэнд Круизера 120" мы бы устроили "настоящий" сравнительный тест с одноклассниками этого автомобиля. Потому что первое впечатление, полученное от непродолжительного общения с автомобилем, бывает очень обманчивым, и только непосредственное сравнение с одноклассниками позволяет определить, кто есть who.
Впрочем, мы уже сейчас можем сказать, в чем "Тойота" действительно превзошла модели конкурентов. Во-первых, "Лэнд Круизер 120" имеет один из самых мощных и тяговитых моторов в этом классе. Жаль только, что версия с турбодизелем к нам не поставляется: автомобили с таким типом двигателя пользуются все большим спросом на белорусском рынке.
Во-вторых, имидж надежности внедорожных "Тойот" позволяет говорить о том, что "120-й" наверняка окажется надежнее большинства своих одноклассников. Тем более что рамная конструкция данного "Лэнд Круизера" делает автомобиль практически "неубиваемым".
Ну а в-третьих, "Тойота-Лэнд Круизер 120" - это один из немногих полноразмерных внедорожников, сохранивших способность без последствий передвигаться по самому жуткому бездорожью. Ведь независимые многорычажные подвески, которыми щеголяет ныне большинство конкурентов, на пересеченной местности "умирают" если не моментально, то по крайней мере очень быстро.
А для "Тойоты-Лэнд Круизера 120" и асфальтовое шоссе, и разбитая грунтовая дорога, и даже песчаный карьер - вполне обычные условия эксплуатации...
"Автобизнес - Weekly"
Иван ПЯТЁРКИН.
|